Сегодня, 6 июля, – Всемирный день кардиолога. К профессиональному празднику приурочили онлайн-конференцию академика РАН, президента Общества специалистов по сердечной недостаточности, вице-президента Российского кардиологического общества, директора Клиники госпитальной терапии им. А. А. Остроумова Юрия Беленкова. Мероприятие состоялось накануне в МИА «Россия сегодня».
Беленков рассказал о значительных успехах кардиологии. В 50-70 годах прошлого века происходило разделение по направлениям медицины. Сейчас модное слово – интеграция.
Первое направление развития современной медицины – миниатюризация. Все больше используются внутрисосудистые или малоинвазивные операции. Второе направление – регенеративная медицина. Из космической отрасли пришла методика контрпульсации, с помощью которой после возвращения из невесомости стимулируют периферические сосуды.
Когда будущий академик пришел в кардиологию пятьдесят лет назад, смертность от инфаркта была 55%, умирал каждый второй. В период экономической нестабильности 90-х смертность достигала катастрофического уровня 960 на сто тысяч населения. Сейчас если смертность в кардиологических центрах выше 5 – 6%, это повод для разборки в Департаменте здравоохранения.
Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) уменьшилась в десять раз, потому что появились новые методы лечения. Появились аорто-коронарное шунтирование, ангиопластика. Если пациента в первые один-два часа доставили в сосудистый центр, фактически инфаркта не происходит.
Высокотехнологичные сосудистые центры появились благодаря программе правительства, поддержанной президентом. Проводятся адекватные методы лечения инфаркта миокарда, артериальной гипертонии, сердечной недостаточности. То есть тех заболеваний, которые приводят к смертности.
В структуре общей смертности ССЗ занимают 49%, на втором месте – онкологические заболевания, на третьем – заболевания легких. В 2020 году умерли 920 тысяч человек. Не буду скрывать, в 2019 – 820, 2018 – 810.
Кардиология интегрируется с другими нозологиями. Направление кардиоонкология развивается в Сеченовском университете. Их пациенты теперь живут долго – до 20 лет.
Медикаментозное лечение болезней сердца развивается интересным образом. Препараты, которые применяют кардиологи, это случайные находки. Например, хинин применяли против малярии 70-80 лет назад. Заметили, что те, кто лечился хинином от малярии, не болеет нарушениями ритма сердца. Появился хинидин.
Виагру только ленивый не знает, зато мало кому известно, что исходно она была сделана для снижения давления в легочной артерии.
А кто бы мог подумать, что для лечения сердечных заболеваний будет применяться колхицин. Он применяется для лечения подагры, но подходит и для лечения ишемической болезни сердца, и выручает пациентов с последствиями коронавируса.
Глифлозины снижают уровень сахара при диабете второго типа, и, как оказалось, снижают смертность от ССЗ у пациентов без сахарного диабета.
Сейчас наступает эра антикоагулянтов, которые препятствуют образованию тромбов. Оказалось, в небольших дозах эти препараты – отличное подспорье аспирину для лечения ишемической болезни сердца.
Огромные сдвиги идут в немедикаментозных методах лечения. Прорывная технология – коррекция митрального клапана. В сосуд вводится специальное устройство, которое прошивает створочки митрального клапана при его недостаточности без разрезов и остановки сердца. Вся процедура занимает полчаса, и у пациента полная коррекция порока.
Последний пример – происшествие на чемпионате Европы по футболу, когда датский футболист Кристиан Эриксен пережил клиническую смерть прямо во время матча. Реанимационные мероприятия начали на поле, затем поставили имплантированный кардиовертер-дефибриллятор, который контролирует экстремальные состояния сердца и дает разряд. Сложный электронный прибор достаточно миниатюрен. Вот что делают современные технологии. Играть Эриксен в сборной не сможет, но будет жить и даже сможет заниматься спортом.
Пандемия способствовала контролю за пациентами. Часы академика контролируют ЭКГ, насыщение крови кислородом, и подсказывают, когда нужно встать и подвигаться. Данные передаются на компьютер или на гаджет.
Что дальше? В сентябре Сеченовский университет покажет специальные программы-боты для общения с пациентами. Телефон будет спрашивать, какое у вас давление, вес, сколько пили жидкости. Данные передаются на компьютер к врачу. Это касается всех пациентов с хроническими заболеваниями. Такая же программа для занятий спортом. Происходит кардинальная перемена отношений врач-пациент. На развитие этих технологий повлиял ковид, но это общая тенденция. Общение пациента с телефоном – почти игра, а снижает смертность на 22 – 25%, почти как ингибитор АПФ.
В 2020 году смертность от ССЗ увеличилась, это расплата за ковид. В разных странах по-разному, но в среднем общая смертность выше примерно на 19 – 20%, чем в предыдущем году. Сам ковид дает примерно половину этого повышения. Все остальное – заболевания сердца и легких. Хотя совсем недавно вышла статья «Маски COVID-19» про то, как может проявляться действие вируса на организм человека. Это изменения мозговые, ментальные, сердца, легких, желудка, кишечника, почек, печени, мышц и мелких сосудов. А еще – астения, слабость, замедление реакций.
Влияние ковида на ССЗ не однозначно, оно и прямолинейно, и опосредовано. Прямое влияние на сердце – миокардиты. Могут проявиться сразу или через два-три месяца после болезни. Появляются тяжелейшая сердечная недостаточность и нарушение ритма сердца. Очень трудно поддается терапии.
Опосредованное влияние вируса – через образование микротромбозов. Для лечения начали применять антикоагулянты.
Проблема в том, что очень много клиник перепрофилированы под ковид. Ограничиваются плановые операции. Сохранить плановый поток не очень получается.
Беленков призывает вакцинироваться, потому что медицина работает на пределе. Его удивляет поведение ковид-диссидентов. Не хочешь – никто не заставляет, но не лезь тогда в транспорт, в театр. Взял чемоданчик – и в лес.
Академик Беленков вакцинировался в первых рядах в феврале этого года «Sputnik V». Антитела появились через месяц после второй прививки. Ревакцинироваться, по его мнению, обязательно, причем все равно чем.
Привитый человек не умрет, если заболеет, и будет болеть легче.
ССЗ не являются противопоказанием для вакцинации. Наоборот, это показание для прививки. Если вакцина эффективна больше чем на 70%, она хорошая. Эффективность российских вакцин – 90%.
Последние мутации вируса трудно прогнозируемы по скорости. Поражение легких иногда происходит в течение суток. Таков эффект штамма «дельта» – поражение легких развивается быстро.
Последнее время идут пациенты с гастроэнтерологическими нарушениями, диареей. Вирус поражает эндотелиальные клетки, их площадь – это как три-четыре футбольных поля у каждого человека.
Кто провел это время дома и набрал вес, есть время это компенсировать. Для здорового человека уровень холестерина 5,2, если перенес аорто-коронарное шунтирование – 3,7. С диетой приходит 20% холестерина, остальное синтезируется печенью. Надо принимать препараты для снижения холестерина. Если не получается снизить статинами, есть комбинированные препараты. Появилось новое направление – моноклональные антитела для снижения холестерина, достаточно двух уколов в год.
Путь к сердцу лежит через желудок, но речь идет не столько о диете, сколько о существовании микробиома, индивидуального для человека комплекса микробов. Дружественные микроорганизмы помогают усваивать витамины, регулируют иммунный ответ и то количество питательных веществ, которые поступают в организм. Недружественные – спят и просыпаются, когда человек простудился или съел что-то не то. Не буди лиха, пока лихо тихо. Антибиотики убивают всех – и хороших, и плохих.
Вегетарианство влияет на ССЗ негативно. Молодая красивая женщина может быть вегетарианкой, если не собирается стать мамой. Если вегетарианка кормит грудью, у ребенка будет анемия, потому что нужен животный белок. Незаменимые аминокислоты поступают в организм только с мясными продуктами. Диета должна быть полноценной. И жиры тоже должны быть. Рыба северных морей содержит больше всего полезных омега-три-полиненасыщенных жирных кислот.
При ССЗ нужно убрать из рациона жирное мясо, но диетическое – оставить. Также нужно убрать тяжелую клетчатку картофеля. Необходим контроль калорийности и кратности питания.
ССЗ молодеют. В конце 60-х появилось понятие факторов риска: быть мужчиной, быть мужчиной старше 60, курить и так далее. Сейчас уже возраст снизился до 35 лет для мужчин. У женщин риск гипертонии при повышении давления, во время беременности и в 47 – 52 года, когда меняется гормональный статус.
К сожалению, у детей сегодня чаще отмечается повышение давление, нарушения ритма сердца и повышение массы тела. Негативные факторы – сидение за компьютером, фаст-фуд и сладкие напитки. Банально, но это влияет на здоровье ребенка.
При любых болезнях провален переход от педиатров к взрослым врачам. Они приходят к терапевтам уже гипертониками. По мнению Беленкова, нужна государственная программа.
Вопрос, что лучше – дешевые отечественные лекарства или дорогие импортные, поставил академика в тупик. Потом он заявил, что субстанцию закупают в одних и тех же азиатских компаниях.
Население стареет, кардиологи объединяются с онкологами и геронтологами. Если человек активен и в 80 выглядит на 60, его лечат как 60-летнего. В обратном случае врачи стараются сократить лечение, потому что в старости все процессы идут медленнее, в том числе патологические.
Беленков четко предупредил, за чудесами надо ходить в церковь. В телевизоре чудес не бывает. Рынок БАДов сравнился с рецептурными препаратами, это миллиарды долларов. Старики ахают сумасшедшие деньги на совершенно им не нужное.
Медицина – часть государства, если государство экономически стабильно, то и медицина стабильна. На кардиологию тратится много, но хотелось бы больше. По знаниям мы не уступаем Европе, а по результатам уступаем. У нас хорошие специалисты по кардиоваскулярной хирургии, по визуализации. По тому, как мы это реализуем, пока гордиться нечем. По артериальной гипертонии, по количеству инсультов и инфарктов занимаем одно из первых мест в Европе. Мы пока не достучались до всех наших пациентов, которым нужен контроль здоровья. Человека надо стимулировать к ЗОЖ.
Беленков называет журналистов коллегами, потому что достучаться до сердец пациентов одним врачам невозможно.
– Будьте здоровы и сохраняйте оптимизм, – пожелал он.
К оптимизму от успехов отечественной кардиологии я бы добавил немного типичного удивления. В связи с ковидом и тромбозами много говорят об антикоагулянтах. Но я ни разу не слышал, чтобы вспомнили о выдающемся открытии фибринолизина. Оно было сделан в 70-х в Первом меде им. Сеченова и я там видел врачей, которые внедряли его в практику факультетской терапии.
Лев МОСКОВКИН.