Центральная избирательная комиссия отменила решение, принятое 10 лет назад по предложению Владимира Путина.
С утра 6 декабря 2011 года жители разных районов Москвы звонили в редакции СМИ и сообщали, что по Волгоградскому проспекту, шоссе Энтузиастов, Ярославскому шоссе и Кутузовскому проспекту к центру столицы движутся колонны бронетехники и машин с солдатами.
В пресс-службе Внутренних войск МВД информацию подтвердили: «Военнослужащие внутренних войск призваны оказать содействие в охране общественного порядка и обеспечении безопасности граждан вплоть до окончания подсчета голосов на думских выборах, состоявшихся 4 декабря 2011 года».
Те парламентские выборы вызвали в стране волну возмущения и протеста. О нарушениях на них свидетельствуют официальные документы – протоколы избирательных комиссий. Итоговые цифры Центральной избирательной комиссии просто-напросто не совпадали с их данными. То есть с тем, что записали и подтвердили подписями и печатями члены участковых избирательных комиссий.
Доходило до нелепейших курьезов. Многие помнят, как на экранах телевизоров увидели, что в Ростовской области явка избирателей составила 146%, в Воронежской области — 129%, в Свердловской области — 115%.
Уже 5 декабря на Чистых прудах в Москве состоялся санкционированный митинг, собравший около 5 тысяч участников. Зафиксированы были столкновения протестующих с полицией и внутренними войсками в Александровском саду, на Театральной и Лубянской площадях, на площади Революции и на Кузнецком Мосту.
Акции протеста продолжились 6 декабря на Триумфальной площади.
10 декабря митинг на Болотной площади собрал, по различным оценкам, от 80 до 150 тысяч участников.
15 декабря премьер-министр РФ Владимир Путин выступил с предложением:
«Чтобы минимизировать возможность указывать на то, что эти выборы и будущие будут или могут быть нечестными, чтобы выбить почву из-под тех, кто хочет делегитимизировать власть в стране вообще, у меня есть предложение: предлагаю и прошу ЦИК установить веб-камеры на всех избирательных участках страны, и пусть они работают круглосуточно, днем и ночью, вывести это в интернет, чтобы страна видела, что происходит на каждом участке возле каждого конкретного ящика, чтобы исключить всякие фальсификации на этот счет».
С тех пор интернет-трансляции с избирательных участков стали нормой. Конечно, бывало, камеры отключали, закрывали какими-нибудь щитами, чтобы вбросить бюллетени, и тому подобное. Но интернет-трансляции были.
Интернет-трансляции – это общенародный контроль.
И вот 14 июля 2021 года Центральная избирательная комиссия их отменила. Видеозаписи будут доступны на служебном портале – для представителей политических партий и кандидатов в депутаты.
В регионах также организуют 86 центров наблюдения при Общественных палатах — по одному в каждом субъекте Федерации. Там можно следить за выборами в режиме прямой трансляции. Заместитель председателя ЦИК Николай Булаев предложил гражданам приходить в эти общественные центры. То есть тысячи россиян могли наблюдать за выборами у себя дома, по интернету, а теперь они должны идти в один-единственный общественный центр в их регионе? И сидеть там весь день?
Конечно, туда придут представители партий, общественных организаций. Много народу наберется. Как это соответствует санитарным нормам в пандемию, мерам предосторожности?
А еще Николай Булаев объяснил отмену интернет-трансляций… тяжелым материальным положением Центральной избирательной комиссии.
«Мы все были запрограммированы на голосование на один день. Теперь у нас трое суток. Понятно, что это другое удовольствие и за другие деньги. Поскольку в течение трех суток видеотрансляцию мы не можем обеспечить за те же самые деньги, то мы пришли к выводу, что ее нужно обеспечить в первую очередь для тех, кто впрямую участвует в избирательных кампаниях».
Значит, по мнению заместителя председателя ЦИК, избиратели НЕ «впрямую участвуют в избирательных кампаниях»?
И еще: неужели в России нет денег на интернет-трансляцию выборов?
Фото Кирилл Калинников / РИА «Новости»