ЗАКОН НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Четыре комитета Госдумы – по законодательству, информационной политике, международным делам и по культуре – поддержали внесенный в парламент законопроект, который запрещает «публичное отождествление роли СССР и нацистской Германии во Второй мировой войне» и «отрицание решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии».

По поводу последнего пункта можно лишь сказать, что только сумасшедший может отрицать решающую роль СССР в разгроме фашизма. Все остальное тоже вызывает вопросы у политологов, историков, общественности. Например, что понимают законодатели под словом «отождествление»? Каковы его приметы, юридическая квалификация, параметры, границы? Большинство комментаторов сходится на том, что усилится запрет на исторические исследования, обмен информацией в интернете. Помнится, лет пять назад судили архангелогородца Михаила Листова, который переопубликовал из учебника истории фото с парада Победы 1945 года. На нем советские солдаты повергают на брусчатку Красной площади нацистские знамена. На них отчетливо видна свастика. Вот Листову и вынесли приговор за «публичную демонстрацию нацистской символики».

В свете новых, многочисленных поправок к законам теперь есть риск получить срок, например, за цитирование советских газет 1939 года? Тех, где публиковались телеграммы, которыми обменивались Гитлер, Сталин и Риббентроп, в том числе со словами: «Дружба народов Германии и Советского Союза, скрепленная кровью, имеет все основания быть длительной и прочной» (газеты «Правда», «Известия», 25 декабря 1939 года). Или тех, в которых печаталось выступление главы советского правительства Молотова на сессии Верховного Совета СССР, рассказывающего о практически совместных действиях германской и советской армий.

Между тем, в свете жесточайшего внимания законодателей и правоохранителей к историческим исследованиям, к обмену информацией в интернете, представляется странной и даже загадочной полная глухота к обращениям общественности по поводу публичного возвеличивания и воспевания тех, кто воспевал и возвеличивал Гитлера и гитлеризм, призывал русских людей воевать на его стороне. Например, с 2006 года в станице Еланской высится памятник бывшему Донскому атаману Петру Краснову, который был казнен по приговору советского Военного трибунала как пособник Гитлера.

Возможно, здесь сказывается уважение государства к частной собственности. Ведь частный музей и семиметровый монумент находятся на территории частной усадьбы, впрочем, открытой всем посетителям.

Памятник Краснову

Протесты общественности, обращения в Генпрокуратуру и в суд ни к чему не привели.

Правда, с основания монумента свинтили табличку, что это Краснов, и потому официальные органы получили возможность отвечать так: «Памятник установлен не генералу Краснову, автором создан обобщенный образ донского атамана. Нарушений земельного и градостроительного законодательства судом не установлено. С учётом изложенного оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».

Распространяются ли на частную собственность и подобные памятники ранее принятый закон об уголовной ответственности «за публичное отрицание фактов и одобрение преступлений, установленных приговором Нюрнбергского трибунала»?

В день нападения гитлеровской Германии на СССР, 22 июня 1941 года, Краснов обратился к казакам с воззванием, которое закончил так: «Да поможет Господь немецкому оружию и Гитлеру!» А в первом номере журнала «На казачьем посту» призывал казаков вступать в германские войска.

Краснов возглавлял Главное управление казачьих войск Имперского министерства восточных оккупированных территорий Германии. Затем, 30 марта 1944 года, его перевели в подчинение Главного управления СС.

Воинское звание Краснова – бригадефюрер СС.

Или вот еще пример. В 2005 году на кладбище Донского монастыря со всеми государственными почестями перезахоронили перевезенный из Швейцарии прах писателя и философа Ивана Ильина. Его в то время часто цитировали высокие государственные чины, политики, некоторые деятели культуры, считая идеологом русской патриотической мысли. В России издано многотомное собрание его сочинений.

Хотя в 1933 году Иван Ильин в статье «Национал-социализм: Новый дух», напечатанной 17 мая в парижской эмигрантской газете «Возрождение», всячески приветствовал приход к власти Гитлера.

А через 15 лет,  уже после завершения страшной войны, Нюрнбергского процесса, на котором были обнародованы кинокадры из концлагерей, потрясшие мир, Иван Ильин в статье «О фашизме», которая в последствии вошла в сборник его произведений «Наши задачи», опубликованный в Москве в  2008 году, оправдывал фашизм как явление.

А в 2000-м году на том же кладбище Донского монастыря с почестями был перезахоронен перевезенный из Франции прах писателя Ивана Шмелева. Того самого, который в письмах О. А. Бредиус-Субботиной называл напавшего на нашу страну Гитлера «Рыцарем, поднявшим меч на Дьявола». (И.С. Шмелев и О.А. Бредиус-Субботина. Роман в письмах: В 2 т. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2003)

Тем не менее, Московский монетный двор даже выпустил памятную медаль в честь Шмелева. А в центре Москвы, в небольшом сквере неподалеку от Третьяковской галереи, высится памятник-бюст Шмелева. В 2014 году сквер назвали его именем.

И как это все понимать?

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

На снимке: Памятник Ивану Шмелеву

Добавить комментарий